Ребенок первых трех месяцев жизни имеет неразборчивую реакцию на незнакомых людей и чаще всего отвечает комплексом оживления в ответ на ласковое обращение. В этот возрастной период ребенок еще не мыслит логическими схемами и ориентируется на образ представшего перед ним человека.

massazh3Поэтому начиная общаться с ребенком, врач-педиатр, массажист или любой другой специалист должен  в первую очередь наладить психологический контакт с ним, ведь именно на этом этапе проявляются различные элементы импринтинга – возникновение чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания.

Негативные стереотипы на чужих людей и их обращение

Считывание образа у грудничков двух – трехмесячного возраста начинается с первых минут непосредственного контакта с чужим или малознакомым человеком. Результатом считывания является позитивное приятие чужого человека (в большинстве случаев) и ответная реакция в виде комплекса оживления (улыбка, позитивные звуки, усиление двигательной активности).

В некоторых случаях (много реже) возникает неприятие образа чужого человека. Чаще всего это возникает из-за чересчур агрессивного (с точки зрения ребенка) поведения взрослого (активные эмоции, яркая косметика, контрастные цвета одежды, активные, но чужие запахи).

Очень редко, но встречается «неприятие» или «негативизм» к чужому человеку («кто не свой – тот чужой»). Неприятие сопровождается резко негативной эмоцией в виде плача, часто с развитием «следовой реакции» (долго не может успокоиться, даже после окончания действия раздражителя). При повторном (через день или несколько дней) появлении раздражителя в поле зрения ребенка вновь возникает негативная реакция в виде плача.

рвота4Формирование неприятия у грудничков в такой ситуации не является, однако, необратимым. Негативный образ можно стереть из памяти ребенка и заменить позитивным. Для этого надо поменять структуру образа: изменить одежду, если можно – прическу, изменить комнату (перейти в другую), поверхность для работы.

Если в сознании ребенка сформировался негативный стереотип, то участниками этого стереотипа могут являться как главный раздражитель (незнакомый взрослый), так и окружающая обстановка, и даже однотипность начала работы с ребенком (например, если всегда начинать работать с ребенком с расслабления ног).

При повторном помещении ребенка в обстановку, которая некоторое время назад (сутки-двое-трое) вызвала негативную реакцию, часто даже не нужно наличие раздражителя (чужого человека), чтобы вызвать плач. Ребенку достаточно, например, лежа на спине увидеть над собой люстру, на которую он смотрел в первый раз и плакал.

Формирование негативного стереотипа на конкретную обстановку

К врачу-педиатру  мне приходится часто слышать от родителей похожее описание ситуации: «Вот уже в течение недели не можем нормально искупать ребенка – кричит в ванной, а иногда и при подготовке к купанию, плачет после купания».

В данной ситуации можно отследить появление отрицательных моментов, которые возникли у малыша во время купания: попала вода на лицо (горячая или холодная), родители случайно уронили ребенка в воду, и он погрузился с головой, опустили в слишком горячую или холодную воду, купание сопровождалось громкими звуками…..

С этого момента ребенок и «разлюбил» воду, так как сформировался негативный образ места, главным компонентом которого явилась вода.

Родители обычно не могут объяснить этот феномен, так как надо посмотреть на проблему именно со стороны ребенка, а не со стороны родителя (взрослого). Чтобы ребенок снова «полюбил» купаться, нужно сделать элементарную вещь – поменять образ. Например, если перед опусканием в воду ребенка раздевали в ванной комнате, то можно попробовать в следующий раз раздеть малыша в гостиной и уже раздетым принести в ванную. Если ребенка опускали в воду с правой стороны ванны, то можно опустить с левой стороны. Да и вообще можно погрузить в воду животом, а не спиной или погрузить, завернув в пеленку. Если обычно в воду опускала мама, то можно доверить это и папе. Вариантов смены стереотипного образа много, надо только проявить нестандартный подход к ситуации.

дисплазия6

Все опытные массажисты, работающие с детьми, знают, что самыми сложными днями курса массажа являются первые два-три дня, потому что именно в эти дни ребенок формирует (или не формирует) негативный стереотип на конкретную физическую нагрузку.

В первый день позитивно настроенный ребенок воспринимает нагрузку как игру, но по мере увеличения нагрузки или ввода неприятных для него упражнений ребенок может начать негативно реагировать. Негатив может нарастать постепенно, достигая максимума к середине курса.

Такое нарастание негатива у детей первого полугодия может быть связано с элементами психологической незрелости, которая сопровождается быстрой истощаемостью положительной эмоции и переходом в отрицательную эмоцию. Выход из ситуации – постепенное приучение ребенка к физической нагрузке, постепенный ввод «агрессивных» упражнений, требующих затрат энергии. Следствием является постепенная адаптация ребенка к таким нагрузкам.

Главное, чтобы после окончания курса родители не переставали нагружать ребенка, не погружали его вновь в «тепличные» условия.

Если вести речь о детях второго полугодия первого года, то негативный стереотип на действие может появиться из-за элементарного стеснения свобод. Мы вынуждаем ребенка находиться на одном месте как минимум около получаса, а нормальный ребенок выдерживает одну позицию 2-3 минуты, далее ему надоедает, и он «пытается уйти», так как уже умеет переворачиваться и уползать. Здесь-то при удержании ребенка и может возникнуть негатив, сопровождаемый эмоциями разного типа.

Выход из такой ситуации – правильное построение плана работы (чтобы ребенок как можно дольше воспринимал действия как игру), адекватное участие одного из родителей (участие его в процессе игры-отвлечения). Не могу не заметить, что самый отрицательный момент в работе с ребенком – это когда ребенок начинает хныкать. При этом родители, а это чаще всего мама, просто сидит и молчит, не догадываясь, что надо либо отвлечь ребенка (грамотно, а не «что ты, что ты?»), либо незаметно исчезнуть из поля зрения, потому что ребенок, естественно, будет «убегать» к ней. В этой ситуации очень часто выгодно работать с ребенком «один на один» без присутствия родителей.

Необходимо понимать, что физическая нагрузка (особенно для нетренированного ребенка) почти всегда сопровождается элементом негатива. Поэтому так важно проводить занятия в одинаковой психологической обстановке, например: ребенок – инструктор – мама (папа). Но это работает не всегда. Как я уже говорил выше, бывают дни (праздники или выходные), когда добавляются «зрители» (папа, бабушки и т. д.). В эти дни ребенок бывает более нервный и не только из-за «сбитого» режима дня, а из-за присутствия на процедуре новых людей. Почему? Ну, скажем, папа или бабушка видят ребенка редко и любят в основном носить ребенка на руках. Увидев их, малыш теряет контроль и пытается уйти к человеку, создающему ему психологически более комфортные условия (и это не всегда бывает мама). Вот почему хочется сказать, что работа с ребенком – это сложная психологическая ситуация, это нужно понимать правильно… и не мешать».

Формирование негативного ответа на конкретную двигательную схему

Встречается нечасто, но бывает. В основном формирование негатива идет на две схемы – движение – ползание и ходьба.

Ползание в партере (четвереньки) вызывает негатив со стороны ребенка из-за неготовности последнего к формированию этой схемы, из-за нерастянутости мышц, обеспечивающих стояние в партере. Поэтому могут возникать неприятные ощущения в мышцах, и формируется негативный стереотип.

Негативный стереотип на ходьбу возникает еще реже и связан в основном с получением ребенком какой-либо травмы (падение). Это сопровождается негативной эмоцией и закрепляется в стереотип. Часто после этого возникает возврат к прежней двигательной схеме (ползание, перемещение на коленях). Ребенок просто боится ходить, но через некоторое время стереотип проходит.

О чем данной ситуации нужно знать родителям:

Формирование отрицательных стереотипов, как у грудничков, так и детей после года возможно даже при обычных повседневных процедурах – очищении носа и ушек, купании и мытье головы, проведении массажа, посещении врача-педиатра или другого специалиста, общении с малознакомыми людьми. Если это произошло – нужно постараться как можно скорее разобраться с причинами и изменить ритуал – обстановку, запахи, одежду, обращение…….и не ждать что «пройдет самостоятельно» – часто это только усиливает негатив и отрицательное отношение к этому ребенка.

Сегодня мы обсуждали отрицательные стереотипы у грудничков, но в большинстве случаев это же можно сказать и малышах старшего возраста, но достаточно часто с более бурной реакций на раздражители – осмотр врача, курс массажа, проведение различных лечебных процедур. Важно найти правильный подход к ребенку, свести к минимуму отрицательные реакции и неприятие малыша. В этом заключается задача как специалиста, так и родителей.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна 

Отрицательные эмоции и стереотипы у младенцев – как не напугать грудничка

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *