На сегодняшний день все больше озабоченность современных родителей правильным развитием ребенка, поэтому его чуть ли не с пеленок отдают в кружки, в дальнейшем нанимают репетиторов, что зачастую приводит к отсутствию какой-либо мотивации у ребенка вообще что-то делать. Это наиболее ярко видно у  подростков – они абсолютно ничего не хотят. «В них столько вложено времени и сил, потрачена куча денег на репетиторов, а он просто лежит на диване или сутками напролет пропадает в социальных сетях», – сетуют родители.

В чем же ошибка и как избежать такого отношения к жизни у своего ребенка?

Конечно же, мы хотим для своих детей самого лучшего – добиться успеха, иметь хорошую работу, внутреннего равновесия и самодостаточности.

Достаточно часто став взрослыми, мы всеми силами стараемся уберечь своих детей от собственных детских страхов, спасти от возможного будущего кризиса. Нынешние родители с самых первых дней развивают и обучают ребенка: отдают на «развивашки» и «английский с пеленок», записывают на разные кружки и секции, ищут самую сильную школу, нанимают репетиторов уже в начальной школе.

«Если он получит много самых разнообразных знаний, будет иметь лучшее образование, то конечно, он будет востребован всегда и не останется без средств к существованию» – рассуждают заботливые мамы и папы.

Однако это иллюзия, которая часто вырастает на почве детских неврозов самих родителей.
Через своего малыша родители стараются снизить уровень тревоги, реализовать свои мечты и амбиции.

Но при этом нужно знать, что согласно исследованиям психологов, к жизни более подготовленными оказываются вовсе не отличники и «ботаники», а обычные троечники. Именно они добиваются большего успеха в жизни, так как обладают не набором школьных знаний и формул, а хорошими навыками адаптации, живостью ума и развитой фантазией.
Родителям таких детей было лень заниматься их развитием, поэтому эти дети развивались согласно заложенной в них природе. Их личные качества оттачивались в общении со сверстниками, в различных шалостях и уличных играх. «Ничегонеделание» позволяло ребенку мечтать, фантазировать, что дало толчок к развитию творческих способностей.
Однако это вовсе не значит, что детьми не нужно заниматься. Воспитание и обучение по-прежнему являются главной обязанностью родителей, иначе предоставленный сам себе ребенок может попасть в плохую компанию. Но помните, что всегда и везде важна золотая середина.
Постоянное давление касательно обучения часто приводит к хроническому стрессу у ребенка и его силы истощаются.

Кроме этого, к сожалению, у многих современных детей признаки незрелости мозга  связаны с перинатальными проблемами – гипоксически-ишемическая и билирубиновая энцефалопатия… а это уже дефицит нейронов. Поэтому излишняя нагрузка еще не полностью сформированного и спровоцированного неврологически  в итоге приводит к усталости, психосоматическим болезням и даже депрессии.
Будьте для ребенка проводником, а не жандармом в мире знаний – откройте для него новый мир, новых людей, новые правила жизни.

Также необходимо знать, что у каждого из нас индивидуальное становление и дифференцирование нервных процессов, скорости мышления, нейрофизиологических возможностей.

Нейрофизиологические особенности ребенка и их связь с успехами в разных сферах

На сегодняшний день доказано, что ребенка следует нагружать в соответствии с его нейрофизиологическими возможностями:

  • во-первых, нельзя отдавать в обычную школу детей с частотой альфа-ритма менее 9 Гц – это путь к задержке нейрофизиологического развития;
  • во-вторых, если у ребенка признаки гипофронтальности по дисперсии альфа-ритма – он нуждается в особом режиме учебы (чаще всего это СДВГ);
  • в-третьих, при появлении дипрессии нагрузку надо снижать.

Также неврологам и психологам надо учитывать сроки формирования функциональных блоков мозга: к 1,5; 7 и 15 годам и давать конкретные рекомендации каждому родителю и ребенку.
И тематика кружков и секций определится соответственно дефицитарной зоне головного мозга:

  • зона ТРО – развитие конструктивных и аналитических навыков;
  • фронтальные зоны – социализация;
  • темпоральные справа – музыка;
  • темпоральные слева – языковые нагрузки.

Если в определенный момент родители замечают, что ребенок задерживается в своем развитии, хуже усваивает материал, устает – нужно искать причину, а не нагружать его еще больше в надежде, что это стимулирует его развитие.

При этом уровень развития нормального мозга ребенка зависит от того, уделили ли внимание развитию этого ребенка. Не детский сад, а именно семья.

Но самое главное – надо просто любить своих детей – тогда все у них будет хорошо.

Кроме этого существуют и другие особенности мозга –  широкий фокус внимания, стремление к новому опыту и умственная гибкость. Такая способность переключать свой фокус внимания и обдумывать несколько явлений одновременно, называется когнитивной гибкостью. За когнитивную гибкость отвечает поясная извилина мозга. Чем выше ваша когнитивная гибкость, тем меньший уровень стресса испытывает человек. Высокая гибкость позволяет эффективно перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, заводить отношения с новыми людьми, подстраиваться под разные ситуации и правильно справляться с переменами. Люди с хорошей когнитивной гибкостью легче планируют, ставят разумные цели и легко переключаются между различными вариантами будущего. Но, увы, это доступно не всем и часто наши дети не всегда наследуют наши особенности или умеют свои возможности – часто это особенности работы мозга, а не знания и навыки, полученные в кружках и на занятиях с репетитором.

Как правильно развивать своего ребенка

Это поколение детей во многом опережает своих родителей. Они умны не по годам, а в их распоряжении находится глобальный мир Интернета, где есть информация со всего света. Поэтому сейчас главным качеством является не владение багажом информации, а умение ее искать и обрабатывать.
Чтобы стать успешным человеком будущего, ребёнку нужно быть готовым к постоянным переменам, уметь подстраиваться к ним, а для этого важна стрессоустойчивость и гибкость мышления. Правила, по которым росли мы, нынешние родители, устаревают. Они перестают работать, потому что сейчас − время перемен, которое диктует свои законы обучения и развития.

Безусловно, ребенок должен получать школьные знания, а кроме них – посещать те кружки и спортивные секции, которые ему нравятся.

Задача родителей при этом – следить за нагрузкой и вовремя отказываться от тех занятий, которые становятся в тягость. Однако большее (или хотя бы не меньшее) внимание надо уделять развитию качеств, не связанных с накоплением знаний, или так называемых гибких навыков.

Вот некоторые из них:

  • умение брать ответственность за свои слова и поступки;
  • навык планирования своего времени;
  • самодисциплина и мотивация;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • способность распознавать свои и чужие эмоции (эмоциональный интеллект);
  • критическое мышление;
  • умение решать проблемы и нестандартные задачи.

Советы родителям дошкольников

Особое внимание следует уделить младшему дошкольному возрасту: именно в этот период формируется основа личности.
Ведущей деятельностью ребенка до школы должна быть игра. Только через игровые процессы он познает социальные роли, учится принимать решения и отвечать за них.
Читайте ребенку сказки. Сказка хороша тем, что не поучает малыша, как, например, родительские нотации. Когда ребенок сочувствует сказочным героям и переживает за них, у него формируются морально-нравственные качества.

Ограничивайте использование гаджетов, просмотры телепередач, компьютерные игры – это отвлекает малыша от своего пути развития и часто его извращает. Больше гуляйте, разговаривайте с малышом, играйте, рисуйте, используйте пальчиковые игры.

Советы родителям младших школьников

Для младших школьников важна социализация, а также правильная самооценка. Важно создавать для них «ситуации успеха», прививать вкус к творчеству и нестандартным решениям.
Позволяйте ребенку помогать вам, хвалите за инициативность. Не ругайте слишком строго, если что-то не получилось. Просто покажите, как ошибку можно исправить.
Развитию креативности способствуют занятия рисованием, лепкой, шитьем, моделированием.
Ставьте ребёнку необычные задачи, предлагайте загадки «с подвохом», но не спешите сразу, же давать правильный ответ.

Помощь со стороны взрослого должна быть дозированной: задавайте наводящие вопросы, которые помогут ребенку самому докопаться до истины.

Советы родителям подростков

Подросток нуждается в родительском доверии и уважении его желаний. Формированию у него мотивации и лидерских качеств способствует поддержка и понимание со стороны взрослых, а также демократический стиль воспитания в этот период.
1. Сократите нагрузку на период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Возможно, от каких-то внешкольных занятий можно отказаться, если подросток на это согласен.
2. Давайте ребенку возможность выбора везде, где это уместно и допустимо. Учите его продумывать последствия его решений.
3. Обеспечьте старшекласснику свою безусловную поддержку и любовь даже в непростые периоды бунта.

Позвольте ребёнку любого возраста развиваться естественно. Помогайте, а не давите. Не используйте его для повышения собственной значимости в глазах других людей или для удовлетворения собственных желаний и амбиций. Школьная успеваемость и посещение кучи секций не должны идти в ущерб развитию таких личных качеств, как усердие, общительность, целеустремленность, гибкость мышления и стрессоустойчивость. Именно они дадут ребенку больше шансов на успех в будущем!

 

Нужны ли нашим детям кружки и репетиторы? – мнение психолога

Комментарии:

Нужны ли нашим детям кружки и репетиторы? – мнение психолога: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *