003

Как разрушить самооценку ребенка, даже не замечая этого


Мы родители всегда хотим, чтобы ребенок вырос сильным и эмоционально устойчив, мог противостоять трудностям, строить отношения в обществе, коллективе и семье. Но в тоже время так хочется уберечь малыша от разочарований и подготовить его к встрече с различными трудностями. Часто неосознанно или на всякий случай для стимуляции различных чувств мы говорим маленькому человеку, что он недостаточно хорош, ему нет доверия и …..еще много всяких глупостей, которые с ранних лет снижают его самооценку. А ведь это самое необходимое в жизни для утверждения его в обществе и внутри себя.

Важно знать, что высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учебе, а человек, не страдающий комплексом неполноценности, всегда найдется с изящным ответом хулиганам из-за угла. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим разочарованием от происходящего в мире.

 Вот как можно все испортить:

1. Мы между делом сообщаем, что ребенок для нас недостаточно хорош 

002Уж сколько раз твердили миру, что давать исчерпывающие характеристики ребенку только на основании того, что он разлил чай — верная дорога к низкой самооценке. И в тоже время многие родители прибегают к этому распространенному ходу — одна ошибка или неловкое движение и из уст родителей слышно — у нас растет «балда», «бестолочь», «со стыда провалиться» (к сожалению это часто приходится наблюдать мне как врачу-педиатру). Родители часто даже не замечают как, одергивая и награждая своего малыша ярлыками («Вечно ты все ломаешь!») или сравниваем с другими («папа в твоем возрасте не бросался огрызками») убиваем в ребенке индивидуальность, плюс еще показываем конфигурацией бровей, что малыш нас не вполне устраивает.

2. Мы не доверяем детям 

«Ну-ка дай я! Отойди, дай папа сделает! У тебя не получится хорошо сделать это дело!» — самая губительная фраза для дошкольника. Ребята этого возраста формируют чувство собственного достоинства двумя способами:

  • во-первых, улавливают, что их близкие думают о них;
  • во-вторых, изучают то, что они могут делать сами без поддержки нервных родных.

Бегая по детской площадке и подстраховывая на каждом углу своего ребенка, мама или бабушка выбивает у него почву из-под ног. Логично, если ребенок решит, что сам он вообще ничего не может и не умеет, «раз мама так волнуется».

Убрать из дома все розетки, заклеить скотчем ножницы, выбросить спицы, срезать острые углы у мебели и изображать испуг, когда ребенок играет с деревянным шариком (может синяк получить) — любимые штуки тревожных родителей. Но нужно знать, чем больше у детей возможности проявлять себя и полагаться на себя, тем больше у них уверенности в себе.

3. Мы ставим слишком сложные задачи

004«А ну-ка, давай, покажи нам с дедушкой, что ты там выучил! Вот этот вальс можешь сыграть? Нет? Ты же целую неделю ходишь в музыкальную школу. А сальто назад можешь? Тоже нет? А вот такой фокус с картами знаешь? Ну ты, брат, даешь! Садись тогда поучись, я вот задачник раздобыл для поступающих на физтех».

Дальше можно вообще ничего не говорить, потому что дети в таких случаях делают однозначные выводы.

Даже заботливая мама, которая села помочь человеку с уроками, рискует своими объяснениями загнать в такой угол, из которого можно уйти только в глухую оборону: «Я не знаю, я не могу, я не хочу». В критические моменты вспоминайте о возрасте ребенка, и идея с обучением преферансу отпадет сама собой.

4. Мы создаем ситуации неконтролируемого стресса 
Стресс — это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его невозможно предсказать или от него невозможно избавиться. Достаточно одного из этих условий, чтобы человек оказался в ситуации неконтролируемого стресса. Об этом хорошо написано в книге биолога Дмитрия Жукова «Стой, кто ведет?». Человек, который долгое время оказывается в такой сложной ситуации, скорее всего, будет страдать от выученной беспомощности — состояния, когда ты отчаялся, решил, что от тебя ничего не зависит, и уже ни на что не претендуешь.

003Неконтролируемый стресс вполне осознанно используют для дрессировки животных. Это эффективное средство, чтобы повысить управляемость коллектива и еще нужно помнить — чем непонятнее выходка начальства, тем послушнее подопечный.

Родители тоже могут развить выученную беспомощность, причем совсем невинными методами. Мама долго не соглашается купить малышу собачку, а когда ты лишился всякой надежды — сюрприз и вожделенный друг с тобой рядом. Мы не видим в этой ситуации ничего плохого, но она необъяснима для ребенка, и он никак не может ни повлиять на нее, ни предсказать ее.

«Малыш, на выборы-то можно не ходить — бесполезно. И скорее всего, на нашу планету упадет метеорит… Ты, кстати, видел, кто победил на выборах? Хорошо бы метеорит не задерживался, » — в общем, не стоит.

5. Мы слишком давим 

005К выученной беспомощности приводит еще и постоянное социальное давление. В книге Жукова описываются эксперименты с крысами: две крысы, встретившись, дерутся. Но уже спустя несколько часов, все биохимические показатели у проигравшего бойца возвращаются к норме. Но если несчастная крыса все время вынуждена проигрывать, со временем она станет депрессивной и беспомощной, станет затаиваться при виде любой тени, шарахаться от учебников и соревнований по гребле. Чтобы на путь бедной крысы не стал ребенок, ему необходимо оказываться в ситуации успеха и хоть изредка побеждать младшую сестренку-грудничка в шахматы.

6. Мы не замечаем их успехи 
Разумеется, двойки и испачканная одежда заметнее, чем блистательное достижение ребенка — победа лягушки в длине прыжка. Но когда мы игнорируем все хорошее, что человек сделал за день, и сосредотачиваемся на излюбленных моментах с порванной книжицей, самооценка ребенка сразу опускается на несколько градусов.

7. Мы слишком боимся испортить им самооценку

img9

Родители, которые знают, что сказанная впопыхах фраза может сгубить всю детскую самостоятельность, впадают в другую крайность: не дают младшему развить чувство ответственности за свои действия. Ругать, может, и не надо, но показать, что его поступки влияют на мир — необходимо.

Заодно объясните, что хорошие поступки влияют на вселенную не меньше, а плохие никогда не поздно начать исправлять.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *