Важным аспектом воспитания ребенка является приучения к горшку и овладение малышом самостоятельными навыками опрятности.

С течением времени в педиатрии, казалось бы, устоявшиеся с течением времени взгляды на определенные ситуации и проблемы, связанные с развитием, воспитанием и здоровьем ребенка пересматривались. Именно это касается вопросов обучения ребенка опрятности.

Особенности и сроки приучения ребенка к горшку

57В начале прошлого века в педиатрии рекомендовалось раннее обучение ребенка туалетным навыкам – в течение первого года жизни. И на сегодняшний день некоторые родители пытаются знакомить с горшком своего ребенка с 4 – 6 месяцев и многие даже отмечают явные успехи малыша в приучении к туалетным делам.
Но по современным представлениям приучать малыша к горшку только после достижения определенной зрелости:

  • физической;
  • психологической;
  • физиологической;
  • эмоциональной.

Важно, чтобы родители понимали, что приучение малыша к горшку и овладение самостоятельными навыками опрятности – процесс постепенный и зависит от многих факторов, поэтому индивидуальный и основная роль в этом процессе отводится ребенку. Начало обучения ребенка туалетным навыкам откладывается до того возраста, когда у малыша появляются определенные признаки готовности к обучению.

Начало обучения малыша туалетным навыкам необходимо начинать только когда ребенок способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации – примерно с полутора – двух лет.

До этого возраста процесс мочеиспускания происходит в форме игры и на уровне рефлексов. Поэтому происходят ситуации, когда вроде бы привыкший к горшку малыш отказывается или даже категорически отрицает высаживание на горшок, прячется, чтобы пописать или просто не понимает, зачем горшок (складывает в него игрушки, сидит как на стульчике, надевает на голову).

Поэтому приучение к горшку – это систематическая, терпеливая и последовательная работа с малышом готовым к получению навыков опрятности.

Когда надо начинать приучать ребенка к горшку
Контроль походов на горшок у ребенка регулируется центральной нервной системой. И процесс полного приучения малыша к туалету может быть начат и завершен у каждого ребенка в разное время – это зависит от зрелости нервной системы.

Любая модель приучения ребенка к принципам опрятности должна учитывать основные аспекты.

62К ним относятся:

  • физиологическая зрелость – способность самостоятельно сидеть, ходить, одеваться, раздеваться):
  • обратную связь с внешним миром – понимание и следование инструкциям взрослого;
  • внутренняя обратная связь – самооценка малыша, мотивация, желание подражать взрослым, идентифицироваться с близкими, независимость и самоопределение.

В среднем ребенок учится отслеживать позывы к мочеиспусканию к возрасту от девяти до восемнадцати месяцев. Если в этот промежуток удается высаживать кроху на горшок и наблюдать положительный результат. Это еще не говорит том, что ребенок полностью владеет контролем мочеиспускания. В большинстве случаев это происходит рефлекторно. В основном проситься на горшок малыши начинают от 1,5 до 2 лет.

С 2 до 3 лет начинает осознанно ходить в туалет и начинает чувствовать, когда пора освободить мочевой пузырь.

Главными этапами развития, когда родители могут ожидать успешного приучения крохи к горшку и планировать дальнейшие шаги:

  • с полутора лет малыши проявляют первые признаки готовности;
  • с двух лет необходимо начинать поэтапное обучение;
  • к 2,5 – 3 лет большинство детей может добиться полного контроля над естественными позывами днем;
  • к 4 годам – большинство малышей полностью завершают процесс обучения туалетным навыкам.

До четырех лет ребенок имеет право, заигравшись, намочить штаны.

61

Ночные непроизвольные мочеиспускания тоже допустимы до четырех лет. От того, что ребенка начинают приучать к горшку с очень раннего возраста, процесс вряд ли ускорится. В подходящее для малыша время, навык будет усвоен гораздо проще и быстрее. Когда приучаться к горшку ребенок сам даст понять родителям.

Какие же признаки дают понять, что ребенок готов подружиться с горшком?

Признаки, которые указывают на готовность приучения ребенка к горшку:

  • ребенок научился снимать нижнюю часть одежды, в том числе памперс;
  • малыш демонстрирует свою независимость при помощи слова «нет»;
  • кроха отрицательно реагирует на мокрые штаны и остается сухим около 2 часов подряд и просыпается сухим после дневного сна;
  • дефекация происходит примерно в одно и то же время;
  • ребенок понимает, что значит пописать и покакать;
  • выражение лица или изменение положения тела, определенные слова сигнализируют о том, что малыш готов к мочеиспусканию или опорожнению кишечника;
  • малыш охотно садится на горшок;
  • ребенок охотно следует инструкциям взрослых.

Алгоритм приучения малыша к горшку

В первую очередь родителям нужно запастись терпением. Если малыш негативно реагирует на горшок, не стоит настаивать. Есть риск надолго отбить желание ходить по нужде в нужное место. Лучше пока повременить.
Как родителям, таки педиатру сложно в полной мере оценить степень активного негативизма  в каждый конкретный момент. Поэтому нужно проводить обучение постепенно, проявлять внимательность, доброжелательность, терпение и гибкость.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Этапы обучения

После того, как малышу исполниться 1 год 6 месяцев в его комнате появляется специальный стульчик с горшком, который представляется крохе как его «личный» стульчик. Пока малыш привыкает к его присутствию ему объясняют, что это тоже самое, что и взрослый унитаз.

60Каждое время в определенное время ребенка высаживают на стульчик, не снимая штанишки, иначе возможные неприятные ощущения могут помешать дальнейшему приучению. Пока ребенок сидит на стульчике мама находится рядом – читает ему, разговаривает. При этом ребенок в любое время может встать со стульчика, и никто не должен удерживать его.

Через неделю после начала приучения ребенка сажают на стульчик без подгузника в обычное время и не делают попыток удерживать его на горшке или подловить начало мочеиспускания или дефекации.

59

Этот этап крайне важен – попытки удерживания крохи на горшке могут испугать его и заставить сдерживаться на последующих этапах. Не стоит торопиться.

Именно такое постепенно расширение границ обучения позволяет избежать излишних страхов от чего-то необычного и даже потери «части себя».

Таким образом, родители добиваются заинтересованности – затем можно высаживать кроху 2 раза в день.

Когда понимание со стороны ребенка совпадает к его желанием подчиниться воле родителей – можно во время высаживания стараться «подловить» стул или мочеиспускание, но при условии, что ребенок не сопротивляется этому.

После этого можно приступать к следующему этапу – с малыша на короткое время снимают подгузник и штанишки, стульчик с горшком ставят в комнату малыша и указывают крохе на его возможность справиться с этой задачей без посторонней помощи. При этом ребенку предлагают идти на горшок самостоятельно, когда ему захочется, но напоминать ему об этом время от времени.

63

Когда малыш готов выполнить все требования без посторонней помощи – это становиться для него важным событием и в дальнейшем ребенок берет инициативу в свои руки и садится на горшок самостоятельно. В дальнейшем можно научить кроху самостоятельно снимать штанишки и это только способствует закреплению навыка.

Кроме этого на каждом этапе родители должны подчеркивать, что малыш добился успеха самостоятельно. При сбоях нельзя показывать огорчения, а наоборот подбадривать малыша. Часто такие неудачи заставляют чувствовать себя плохим, и только затягивает процесс приучения к опрятности – это в первую очередь нервная регуляция на достаточно высоком уровне созревания и взаимодействия всех органов и систем малыша.

Самое важное не торопиться и форсировать события – не переходить на следующий этап без достижения прогресса на предыдущем уровне обучения.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Сохранить

Сохранить

Как правильно приучить ребенка к горшку – что нужно знать родителям

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *